Перед нами назрела проблема четкого формулирования такого понятия, как «экологическая информация»

В настоящее время большинство граждан России активно обсуждают проблемы, связанные с состоянием окружающей среды и рационального природопользования, абсолютно справедливо полагая, что это, прежде всего, связанно с качеством нашей жизни, здоровья и, что наиболее важно, с будущим наших детей.

Развитие общественных, экономических и социально-политических отношений в Российской Федерации неразрывно связано с повышением эффективности работы органов государственной власти, а значит – с усилением роли общественного контроля. В нашей стране уже эффективно работают такие институты общественного контроля, как Общественная палата России. Происходит «перезагрузка» общественных советов при федеральных органах власти, меняется формат работы общественных палат субъектов Федерации. Активное участие в общественном контроле принимают НКО, общественные организации и профессиональные объединения.

До настоящего времени в действующем законодательстве не были четко определены функции общественного контроля, его полномочия и процедуры, не конкретизировался круг проектов правовых нормативных актов подлежащих обязательному общественному контролю. Кроме того, в действующем законодательстве не были урегулированы вопросы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, не конкретизирована ответственность государственных и муниципальных органов за противодействие и отказ от содействия институтам гражданского общества в их деятельности по осуществлению общественного контроля.

Принятый летом 2014 года 212 Федеральный Закон «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации» призван ликвидировать существовавший правовой пробел, институционализировав систему общественного контроля. Концепция проекта федерального закона основывается на необходимости создания разнообразных форм общественного контроля.

Сегодня предметом особого обсуждения должен стать тот факт, что даже несмотря на существующую правовую базу для осуществления общественного экологического контроля, зачастую, отсутствуют механизмы его реализации.

В первую очередь необходимо рассмотреть предложение Росприроднадзора о подготовке общественных инспекторов-экологов, предусмотрев их привлечение к контрольно-надзорной деятельности и стимулирование общественного экологического контроля.

Одним из способов осуществления ОЭК является институт общественных инспекторов по охране окружающей среды. При этом в отсутствие установленных полномочий по проведению контрольно-надзорных мероприятий в отношении природопользователей данный институт может быть эффективным. В частности, усилия общественных инспекторов могут быть направлены на:

- вовлечение граждан в общественно-полезную деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки;

- укрепление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и граждан в области охраны окружающей среды;

- профилактика и предупреждение экологических правонарушений;

- экологическое образование и просвещение др.

Еще одним необходимым условием развития общественного экологического контроля и построения конструктивной работы должно стать улучшение процедур доступа к экологической информации.

Порядок её предоставления регулируется рядом нормативных актов. Речь идет о результатах экологических проверок, тематических докладах и полученных сведениях в ходе различных экспертиз. Нередки случаи, когда частные компании пытались скрыть данные о реализации каких-либо проектов как, например: строительство полигонов по размещению ТБО, химических производств. Именно из-за отсутствия полного объема подобной информации в регионах происходили социальные конфликты. Для этого необходимо установить исчерпывающий перечень оснований для отказа в получении экологических данных.

К сожалению, можно констатировать, что сфера экологии и охраны окружающей среды на сегодняшний день не достаточно информирована, чем зачастую пользуются различного рода экологические спекулянты, провокаторы, используя общественное мнение, как инструмент для достижения частных коммерческих или политических целей. Зачастую проводимые акции протеста и пикеты инициируются не с целью поиска конструктивных решений и разъяснений населению достоинств и недостатков решения государственных органов, а для разжигания социальной напряженности. Чем, в конечном итоге, подрывают доверие граждан ко всем уровням власти и дискредитируют рациональные идеи и противодействуют действительно полезным инновационным проектам. 

Внесение изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в части определения термина «экологическая информация» и установления правовых механизмов ее получения и распространения, может способствовать решению информированности отрасли.

Перед нами назрела проблема четкого формулирования такого понятия как «экологическая информация». Этот термин должен быть закреплен законодательно. Получив такую правовую базу, контроль экологической обстановки должен стать продуктивнее.

Модель общественного контроля, заложенная в проекте федерального закона 212, предусматривает, что субъектами общественного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, граждане, общественные объединения и иные институты гражданского общества. При этом институциональную основу контроля составляют именно общественные палаты, а иные субъекты участвуют в осуществлении общественного контроля.

Концептуально важным положением законопроекта является то, что предметом общественного контроля является не только деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, но и в случаях, предусмотренных проектом федерального закона, деятельность граждан и организаций, если она наносит ущерб публичным интересам. В связи с этим становится понятным, что сфера обращения с отходами, должна подпадать под пристальное наблюдение общественности. Общественный контроль за сбором, транспортированием, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, то есть за всем жизненным циклом отходов позволит гарантированно исключить нарушения и злоупотребления этой области хозяйственной деятельности, сопряженной не только с функционированием органов государственной власти и бизнеса, но и с прямыми угрозами, как окружающей среде, так и здоровью и благополучию населения.

Учитывая, что 212 ФЗ предусматривает существование нескольких самостоятельных форм общественного контроля, полезно и эффективно использовать дополнительные инструменты общественного контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования. В частности одним из таких инструментов может быть проект Общественных экологических приемных. Проект общественных экологических приемных в настоящее время практически реализуется в рамках программы Президента РФ по поддержке неправительственных некоммерческих организаций осуществляющих социально значимые проекты по развитию институтов гражданского общества. Особого внимания заслуживает роль общественных инспекторов по охране окружающей среды. С их помощью станет возможным широкое привлечение граждан направленное на улучшение экологической обстановки, а так же профилактика и предупреждение экологических правонарушений.

Основными функциями общественной приемной должны стать условия ее доступности для всех заинтересованных лиц по вопросам охраны окружающей среды, экологии и природопользования. Деятельность приемных должна быть направлена на обеспечение прямого взаимодействия федерального органа и жителей регионов по решению наиболее острых, социальных и экологических задач, а также на предотвращение использования общественного мнения для нагнетания социальной напряженности. При этом общественные экологические приемные могли бы стать предварительным элементом гражданского контроля, который выявлял бы наиболее острые и значимые проблемы отрасли для последующего их рассмотрения на площадке Общественной палаты РФ. 

Возвращаясь к закону об общественном контроле, хотелось бы отметить, что применительно к участию субъектов контроля в деятельности органов власти законопроектом предусмотрена возможность создания общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления. При этом законопроектом в целях обеспечения независимости общественного контроля предлагается, что персональный и количественный состав общественных советов будет определяться соответствующими общественными палатами. 

В связи с этим необходимо внимательно отнестись к формированию общественных советов при органах власти, в чьи функции входят контроль, надзор и регламентация системы обращения с отходами. Очень важно, что бы в их состав вошли профессиональные и ученые эксперты способные вносить реальные предложения для сохранения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Особое внимание — формирование общественных советов, чтобы те не стали декоративными.

Приведение в соответствие с новым законом об общественном контроле подзаконных нормативных правовых актов различного уровня будет способствовать упорядочиванию системы законодательства об общественном контроле. Это ни в коем случае не должно трактоваться как попытка создания «общественной вертикали». Напротив, речь идет о создании правовой базы для функционирования «общественной горизонтали», которая сможет на каждом уровне и в каждом звене государства обеспечить общественный контроль в сфере экологии



Поделитесь публикацией со своими друзьями

Social comments Cackle

Рейтинг молодых депутатов!

Обращения граждан

Если ты активный гражданин и хочешь решить свою проблему то добавляй обращение!

1349 Общее кол-во
поступивших обращений
1295 Общее кол-во
обработанных обращений
Добавить обращение

Регистрация на портале

Если ты молодой депутат или молодой кандидат в депутаты или ты был депутатом, регистрируйся на сайте!

01 Общее кол-во
выданных грамот
271 Общее кол-во
решенных проблем
Стать участником
Добавь публикацию и получи баллы к своему рейтингу!

Мероприятия

Проект

 

Яндекс.Метрика